1000-летие Русского Афона

Святая Гора Афон имеет исключительное значение для всего Православного мира. Именно здесь, в месте, пребывающем под покровительством Божией Матери, вот уже более 1000 лет сохраняется и бережно передается из поколения в поколение духовно-аскетическая традиция монашеского образа жизни. Географически располагаясь на стыке эллинского и славянского миров, Афон очень быстро привлек к себе внимание греческих, сербских, болгарских, грузинских и, конечно же, русских христиан, стремившихся к уединенной жизни. Но как «никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет» (Лк. 11, 33), также и духовный опыт, накопленный афонскими монахами, не замкнулся сам в себе, но распространил свое влияние по всему Православному Востоку. Афон сделался духовным центром Восточной Православной Церкви, «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14), Божественная благодать которого напитала и Русскую Церковь.

Sveta_Gora

2016 год Русская Православная Церковь посвящает празднованию 1000-летия русского присутствия на Афоне, поэтому сегодня вполне уместно и своевременно вспомнить историю возникновения и развития русско-афонских связей.

Первые русские иноки на Святой горе появились практически одновременно с крещением Руси при святом равноапостольном великом князе Владимире, что документально подтверждается одним из актов Великой Лавры (от февраля 1016 г.), под которым стоит подпись монаха Герасима «пресвитера и игумена обители Роса»[1]. В XI – XII вв. выходцев из Киевской Руси можно было встретить во многих греческих общинах, однако общепризнанным центром русского монашества на Афоне к XII в. стала обитель Ксилургу.

76957

В 1169 г. русской обители был передан на вечное управление пришедший в упадок Пантелиимонов монастырь (иначе, монастырь Солунянина), впоследствии получивший второе название «Русик» (от греч. Ρωσικόν – русский). Русские, нашедшие пристанище на Святой горе, не только усваивали духовный опыт местных подвижников, но и передавали его своими соотечественникам. Так основоположник русского монашества прп. Антоний Печерский (XI в.), приняв иноческий постриг на Афоне и получив благословение возвратиться на Родину, стал одним из основателей Киево-Печерского монастыря, который в домонгольский период русской истории являлся образцом монашеской жизни в Киевской Руси.im4376

В период монгольско-татарского владычества (XIII-XIV вв.) русско-афонские связи сильно ослабели: с середины XIII в. они приобрели случайный и эпизодический характер, а число русских насельников в Пантелиимоновом монастыре уменьшилось настолько, что и к середине XIV в. «обитель русов» фактически стала сербской.


[1] Афон // Сайт «Православная энциклопедия. Электронная версия». URL: http://www.pravenc.ru/text/77102.html (дата обращения 16.06.2015 г.)