1000-летие Русского Афона

Прежде утраченные связи ожили с прекращением монгольского ига: русские иноки вновь стали посещать Афон, а святогорские подвижники – русскую землю. В конце XIV – начале XV вв. число наших соотечественников среди насельников Афона значительно возросло. Большинство из них проживали в этнически смешанных скитах и келлиях греческих монастырей. В это время на Святой Горе подвизались будущие основатели и настоятели многих русских обителей: прп. Сергий Нуромский, игумен новгородского Лисицкого монастыря Иларион, архимандрит Спасо-Каменного монастыря Дионисий (будущий архиепископ Ростовский), прп. Арсений Каневский, прп. Савва Тверской и др. Даже прп. Сергий Радонежский получил благословение на устройство обители от константинопольского Патриарха Филофея Коккина, афонского насельника и друга св. Григория Паламы. С Афоном также был связан и свт. Киприан, митрополит Московский. В 70-х гг. XV в. на Святой Горе в течение 9 лет проживал Митрофан (Бывальцев), а в 80-х гг. того же века – прп. Нил Сорский.

23

Сохранились имена некоторых русских книгописцев, трудившихся в то время на Святой Горе над переводом и перепиской книг для Руси. Наших соотечественников, прежде всего, интересовала литература практико-аскетического характера: творения свв. отцов, уставы афонских монастырей и др. Благодаря афонскому влиянию, в XV – XVI вв. на Руси возникла «новая» форма организации монастыря – скит, а в келейное правило монахов вошла практика «умного делания» и повседневного чтения Псалтири (до этого ее келейно читали лишь Великим постом). В XV в. во многих русских обителях общепризнанным стало «афонское» правило, впервые описанное архимандритом нижегородского Печерского монастыря Досифеем, которое включало прочтение половины Псалтири и шестисот Иисусовых молитв в течение дня. А в XVII в. ежедневное правило волоколамских иноков включало 100 молитв Божией Матери и 1900 Иисусовых молитв[1]. Важное значение для Русской Церкви получили мнения афонских старцев по вопросам об отношении к Ферраро-флорентийской унии (1439 г.) и к повторному браку великого князя Василия III (кон. XVI в.).


[1] Афон // Сайт «Православная энциклопедия…». Указанный источник.