1000-летие Русского Афона

К началу 40-х гг. XIX в. русских иноков на Афоне было не более 50 человек, т.к. светские и духовные власти Российской империи недоброжелательно относились к тем, кто покидал Родину ради подвигов благочестия на чужбине. Ситуация изменилась во второй половине XIX в., когда в Пантелиимонов монастырь в качестве духовника русской братии был приглашен иеросхимонах Иероним (Соломенцев). Благодаря его активной деятельности обители удалось расплатиться по всем долгам, восстановить и построить около 60 храмов, отреставрировать хозяйственные постройки, в том числе и монастырскую библиотеку, которая к началу XX в. стала одной из крупнейших на Афоне. За время пребывания о. Иеронима в монастыре вмч. Панетлиимона число русских иноков в обители увеличилось с одиннадцати (в 1840 г.) до более чем восьмисот (в 1885 г.). Под его духовным руководством возросли такие известные подвижники, как схиархимандрит Макарий (Сушкин) (помощник о. Иеронима и первый русский игумен обители), иеромонах Арсений (Минин) (основатель Ново-Афонского монастыря во имя апостола Симона Кананита в Абхазии), иеросхимонах Сергий (Веснин) (автор нескольких книг об Афоне, которые он издавал под псевдонимом Святогорец) и многие другие.

иеросхим. Иероним (Соломенцев)

иеросхим. Иероним (Соломенцев)

схиархим. Макарий (Сушкин)

схиархим. Макарий (Сушкин)

Во второй половине XIX – начале XX вв. Русский Пантелиимонов монастырь развивает активную внешнюю деятельность: издательскую, миссионерскую, благотворительную… Возрождение обители в это время происходило, в основном, за счет пожертвований из России, причем некоторые из благотворителей, приехав на Афон, принимали там монашеский постриг. Благоприятствовали укреплению русско-афонских связей и улучшению положения русских иноков на Афоне регулярные визиты высокопоставленных лиц из России: в 1845 г. Святую Гору посетил великий князь Константин Николаевич Романов, в 1849 г. – русский посол в Османской империи В. П. Титов, настоятель посольской церкви архимандрит Софония и камергер императорского двора А. Н. Муравьёв, в 1867 г. – русский посол в Константинополе граф Игнатьев, в 1867 г. – великий князь Алексей Александрович, в 1881 г. – великий князь Константин Константинович…

К началу XX в. число русских иноков на Афоне достигало 4800-5000 человек, в то время как греческих монахов был не более 4000[1]. Однако в 1912-1913 гг. положение русских насельников Святой Горы осложнилось, как из-за разногласий в вопросе о статусе Афона, возникшего по окончании I балканской войны, так и вследствие движения имяславцев, когда по решению Святейшего Синода из Афона было депортировано в Россию более 800 человек. С началом первой мировой войны (1914 г.) прервалось сообщение Святой Горы и России через Черное море, а после событий 1917 г. любые контакты вообще стали на долгое время невозможными. Отрезанные от Родины, русские афонцы полностью лишились средств для существования. Насельники Пантелиимоновой обители вынуждены были продавать церковную утварь, облачения, богослужебные книги, иконы, рукописи из монастырской библиотеки. В 20-х гг. XX в. пополнение числа русских иноков происходило за счет эмигрантов из России, однако из-за высокой смертности, вследствие болезней и скудного содержания, количество наших соотечественников в афонских обителях резко сократилось.

Именно в это трудное для русского монастыря время в нем подвизался прп. Силуан Афонский. Приехав из России в 1892 г., он в 1896 г. был пострижен в мантию, а в 1911 г. – в схиму. Прп. Силуан нес послушание на монастырской мельнице, где сподобился видеть Самого Господа нашего Иисуса Христа. Не получив академического образования, он пользовался авторитетом у самого широкого круга людей. Преставился прп. Силуан в 1938 г. В 1987 г., по решению Константинопольского Патриархата, он был прославлен в лике святых, а в 1991 г. его имя включено в месяцеслов Русской Православной Церкви[2].

86072


[1] Афон // Сайт «Православная энциклопедия…». Указанный источник.

[2] Андроник (Трубачев), игум. Канонизация святых в Русской Православной Церкви / игум. Андроник (Трубачев) // Православная энциклопедия. Т.: Русская Православная Церковь. – Москва: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000. – С. 362.