Официальный характер русско-афонские связи приобрели к началу XVI в.: с 1509 г., получив разрешение вел. кн. Василия III, представители Пантелиимонова монастыря стали регулярно обращаться к русским царям за милостыней на содержание «Русской» обители и др. монастырей Святой горы. Так в 1515 г. в Москве побывали представители из Великой Лавры, Ватопедского и Пантелиимонова монастырей, которые вернулись на Афон с щедрыми подарками от Василия III и митрополита Варлаама. В 1547 г. свт. Макарий, митрополит Московский, издал окружное послание о сборе милостыни для «Русской» обители.
Особое покровительство Афону оказывал царь Иоанн IV: в 1550 г. он обращался к султану с просьбой защитить святогорские монастыри от несправедливых притеснений со стороны турецких властей; в 1555 г. – принял под покровительство Хиландарский монастырь; в 1563 г. – передал московский монастырь во имя свт. Николая Чудотворца для проживания прибывших в Москву афонских монахов (позже, в 1653 г., этот монастырь, согласно указу царя Алексея Михайловича, получил статус московского подворья афонского Иверского монастыря); неоднократно (в 1571, 1582, 1584 гг.) направлял пожертвования на ежедневное поминовение своих родственников.
Однако, не смотря на поддержку Москвы, экономическое положение Пантелиимонова монастыря оставалось тяжелым. Обитель длительное время не могла восстановиться после ряда сильных землетрясений 1500-1585 гг., а с 1569 г. ее деятельность вообще была приостановлена, т.к. практически все принадлежавшее монастырю имущество ушло на уплату выкупа турецким властям за конфискованные земельные угодья. Возобновить жизнь в обители удалось лишь после 1592 г., и опять-таки не без участия русских монархов. Свои вклады в афонские монастыри вносили цари Феодор Иоаннович и Борис Годунов. Они также подтвердили право иноков Пантелиимонова и Хиландарского монастырей на беспошлинный проезд в Россию за милостыней и на владение подворьем в Москве.
В ответ на материальную помощь, святогорское монашество содействовало духовно-нравственному просвещению нашей страны: афонские иноки привозили в Россию литературу исторического и агиогрофического содержания, участвовали в переводе и исправлении богослужебных книг. Так в 1518 г. в Москву по просьбе великого князя Василия III прибыл прп. Максим Грек, который, поселившись в Чудовом монастыре, в течение 10 лет занимался различными переводами с греческого на славянский и устранением неточностей в богослужебных книгах. Ему также приписывают создание нескольких «афонских» повестей: о Ватопеде, об Иверской иконе Божией Матери, «Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския». К сожалению, по причинам личного характера, деятельность прп. Максима не была по достоинству оценена его современниками: при митрополите Данииле (в 1525 г.) его обвинили в умышленной порче книг, семь лет содержали в заключении в Иосифо-Волоколамском монастыре в самых тяжелых условиях, а в 1531 г. привлекли к повторному суду, где прп. Максиму предъявили новые обвинения. Следующие 20 лет он провёл в Тверском Отрочь Монастыре. Лишь в 1551 г. прп. Максима освободили и перевели на жительство в Троице-Сергиев монастырь, где он и преставился в 1556 г.
Нельзя не отметить и «житийное» творчество афонского инока Льва Аникиты Филолога, который, посетив Россию в начале XVI в., составил похвальные слова русским святым: мученикам Михаилу и Феодору Черниговским, прп. Зосиме и Савватию Соловецким.
Своими знаниями делились с русскими и представители многочисленных афонских делегаций. Так посольство от Хиландарского монастыря в 1555 г. привезло с собой «Сказание об Афонской горе», а на основании рассказов иных послов этого же монастыря (1558/9 гг.), московские авторы составили повесть о чудотворных иконах обители. В 1560 г. Москву посетил игумен Пантелеимонова монастыря Иоаким, который по просьбе митрополита Макария написал сочинение об образе жизни святогорских монахов. Также с Афона на Русь прибывали различные святыни: в 1583 г. старцы Хиландарской обители преподнесли в дар царю Иоанну IV мощи сщмч. Анфима; в 1586 г. из монастыря Пантократор в Москву была доставлена глава вмч. Феодора Стратилата; в 1591 г. старец Ватопедской обители Софроний передал царю Феодору Иоанновичу мощи мч. Кирика; в 1605 г., при Борисе Годунове, из монастыря Ксенофонт были привезены мощи вмч. Димитрия.